четверг, 25 июня 2015 г.

Казачий «спайс»

Вы много знаете о казаках Беларуси? Нет. Вот и я до последнего времени практически ничего о них не знала.
Из интернета уяснила только, что «предводителем команчей» является Петр Шапко. Решила выйти на него и таким образом расширить познания о «тутэйшым» казачестве.
Получить согласие атамана на интервью оказалось непростым делом. Пришлось идти окольными путями, попутно обнаруживая ряд странных фактов: например, я узнала, что занятия по русскому рукопашному бою он проводит не где-нибудь, а в минском Дворце детей и молодежи. Точнее на базе креативно-информационного центра по адресу ул.Тимирязева, 9. Я позвонила директору центра – та подтвердила, что у них и правда тренируется «Казачий СПАС» на абсолютно законных основаниях. Получается, помимо обучения плетению из соломки и посещения кошачьих выставок там можно поучиться ставить подножку врагам православия. Хотя директор в разговоре настаивала на том, что казаки уделяют внимание исключительно физической подготовке ребят.
На следующий день сам Шапко сообщил мне по телефону: скоро в центре состоится просветительская лекция по истории русской воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.
– А вы историк? – спросила я.
– Нет.
– Какое у вас образование?
– Строительное. Ну, и курсы по рукопашному бою при Могилевском университете.
Невольно подумалось: казаки и Великая Отечественная война – неоднозначное сочетание. Стоит вспомнить хотя бы колоритную фигуру командира 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС Ивана Кононова, одновременно майора Красной Армии, члена ВКП(б) с 1929 года, полковника вермахта, обладателя железных крестов I и II классов. Этот веселый товарищ был сначала против большевиков, потом подавлял крестьянские волнения, вызванные коллективизацией, участвовал в походе Красной Армии на Западную Украину в 1939-м, а уже в июле 1944 года был произведен в полковники вермахта. После войны осел вначале в Мюнхене, а затем – в Австралии, подальше от Нюрнберга. (Сайт kazak.by гласит: «Казак не тот, кто победил, а тот, кто вывернулся – спасся».)
Петр Шапко, чей отец, к слову, родился в Западной Украине, о массовой коллаборации казаков с фашистами, видимо, не слышал. Он с умилением в голосе рассказывал мне, как Сталин обратился к народу в первые дни войны: «Братья и сестры!..» Сталин у него – такой православный, духовный...
Что характерно, о намечающейся лекции, как мне показалось, директор Дворца молодежи не знала. Иначе как объяснить то, что она тут же потребовала от Шапко документ – план проведения занятия? А мне ответила:
– Вы не можете присутствовать на лекции, там будут несовершеннолетние. Нужно согласие их родителей. 
– Но я же не собираюсь снимать их на камеру.
– Никак нельзя. Для прессы у нас проводятся открытые уроки…
Преодолев внутренние разногласия, казаки и администрация дворца единогласно решили: пресса но пасаран! Но даже после этого у меня не пропало желание поговорить лично с Шапко, и уже через пару дней я сидела в офисе под табличкой ООО «Город без наркотиков». Кстати, его соучредителем и активистом также является Петр Шапко.
Найти офис было трудно: даже милиционер в будке на первом этаже здания не имел понятия, где находится «контора». При входе в кабинет я  обратила внимание на очередь из человек пяти: они пришли забрать какие-то визитки. Делаю вывод: вместе с казаками тут разместилась небольшая типография. Причем все сотрудники, очевидно, знают Шапко и кивают ему головой в знак приветствия. Визитки, «Город без наркотиков», казаки – всё в одном флаконе?
Но главный сюрприз ожидал меня впереди: не успела я сесть на стул и достать диктофон, как мой собеседник зашевелился, поставил штатив с камерой и сказал, что хочет записывать наш диалог. Я запротестовала. В итоге камеру поместили за моей спиной, как в криминальной хронике. 
– Вы, когда даете интервью государственным СМИ, тоже их записываете?
– Нет. Они не поступают подло. Хотя был случай, скоро будем судиться с одной государственной газетой, не скажу с какой…
Вот так интрига!
– А подло – это как? – интересуюсь.
– Ну, вы же в курсе, сейчас всем независимым журналистам обещают гранты, если они найдут в Беларуси пророссийские организации. Чтобы развить антироссийские настроения в обществе. Один человек из вашей сферы рассказал нам. Так что знайте, зачем вас прислали…
Поскольку ни одного гранта в своей жизни я в руках не держала и за подготовку этого материала взялась по собственной инициативе, то не приняла посыл господина Шапко на свой счет.
Сначала я собиралась опубликовать интервью целиком. Но, прослушав трехчасовую запись, поняла: оно напоминает Нагорную проповедь не в лучшем пересказе. Поэтому поделюсь с читателем самыми яркими моментами беседы с руководителем белорусских казаков. 
Петр Шапко долго рассказывал о том, как пришел к церкви, православию, о поездке в монастырь, о полученном там мистическом опыте. Это прекрасно, но, как человек верующий, я глубоко убеждена: милосердие не может быть выборочным. Например, некто православный писатель Николай Гаврилов из Минска, автор книги «Театр милосердия», принимавший участие в сборе и доставке (при поддержке казаков!) гуманитарной помощи на Донбасс, не настолько православен, чтобы отвезти продукты в пострадавший от январских обстрелов Мариуполь. Мирные жители есть и там, и там. Театр милосердия в действии.
По словам Шапко, он сам встречался с ополченцами, «общался с одним комбатом». Боюсь представить, что я пожала ладонь человека, пожимавшего руку одиозного Гиви или Моторолы.
– Вы знаете, что белорусы воюют в Украине с обеих сторон. Скажите, ваши воспитанники не выказывали желания поехать туда добровольцами? – повела я разговор несколько в иную сторону.
– Однажды на полевом выезде ко мне подошел парнишка. Говорил, что хочет в ополчение, воевать за русских. Я его отговаривал, отговаривал. С тех пор он больше не приходил. Может, ему не понравились мои слова, а может, не удалось отговорить…
Вспоминаю, как буквально на днях увидела в «расстрельном списке» скандально известного украинского сайта «Миротворец» парня 1995 года рождения, уроженца Беларуси. Под фотографией – подпись «Боевик незаконного вооруженного формирования».
Значит, это не миф. Еще вчера такие ребята играли в компьютерные стрелялки, сегодня позируют на фоне боевых установок, а через сутки лежат в траве холодным куском человеческого мяса… Когда они писали в социальных сетях «Прости, мама, я ушел в ополчение», предполагали ли, что на реальной войне все может быть по-другому? 
Не обмануты ли они? Не вкладывалась ли в головы детей под видом пропаганды здорового образа жизни совсем другая информация?
– Вы чувствуете, насколько тонка грань между вашими полевыми выездами с макетами автомата Калашникова и тем, что мальчишки могут взять в руки настоящее оружие?
– Да… Да, конечно. Но не дай Бог…
– Разве это по-христиански – убивать людей?
– Убивать – нет. Выполнять приказ – по-христиански. Если Родина позовет, то хочешь не хочешь, а надо. Родину надо поддерживать.
«Ненависть к другим – это основа нацистских, националистических взглядов. Все надо делать с любовью», – утверждал Петр Шапко далее. На мой взгляд, подобные высказывания выглядят фарисейством на фоне дружбы с террористами. Интересно, в понимании Шапко слова «национализм» и «нацизм» – абсолютные синонимы? Когда ты говоришь, что некая «русская общность», которая должна объединиться под добрым покровителем, – это и украинцы с белорусами, и сербы с болгарами, и поляки, ты автоматически отрицаешь право этих стран на суверенитет, оправдываешь «вежливые» вторжения. С нами Бог – наше дело правое!
Какая уж тут любовь?
Я задала прямой вопрос своему собеседнику:
– Откуда ведется финансирование организации «Казачий СПАС»?
– Мы существуем на деньги прихожан, – смиренно опустил глаза Шапко.
То есть массовые выезды воспитанников «СПАСа» на природу, аренда офиса в центре города, камуфляж, макеты оружия, страйкбольные автоматы – на все это бабушки в церкви дали по сто рублей? Или все-таки «СПАС» финансируется из фонда «Город без наркотиков»? Тогда как в фонд затесались казаки? Остается загадкой, на какие деньги живет сам Шапко. Известно только, что пять лет назад он продал собственный строительный бизнес. И начал активно воцерковляться, взял на себя роль духовного гуру для подрастающего поколения.
– Вы знакомы с руководителями белорусского «Антимайдана»?
– Кто-то из «Антимайдана» ходил к нам на тренировки… – обмолвился Шапко. И тут же добавил: – Но у нас не было ни одного российского инструктора! С ребятами даже занимались сотрудники МВД из отдела по борьбе с организованной преступностью.
Получается, у них тренируется «Антимайдан» – тот самый, что направляет петиции в горисполком для запрета «Дня Волі» и «Чарнобыльскага Шляху». А финансирование этой структуры ведется прямиком из НОД (Национально-освободительного движения), из Москвы. Председатель НОД в Беларуси – Владимир Рыженков – открыто заявлял в СМИ об искусственности Республики Беларусь, называл нашу страну «проектом Австро-Венгерской империи». Жаль, что эти люди не понимают главного: как раз они и являются «проектами империи», старательно выполняющими приказы «оттуда».
Самое неприятное, что прикрывается это православной верой. 
Еще до встречи в офисе я стояла на улице возле Кафедрального собора. Недалеко разговаривали два священника, я подошла и спросила, не знают ли они о деятельности белорусского казачества. Тут батюшка удивленно вскинул брови: «У нас есть казаки? Это же не Россия!» Когда я сказала, что иду на интервью к казакам, что я журналистка, он посмотрел мне в глаза:
– Вы беларуска? Нарадзіліся ў Мінску? Так чаму ж вы саромеецеся роднай мовы? Чаму па-расійску кажаце? Хрыстос уваскрос!
– Сапраўды ўваскрос... 
А вот Петр Шапко признается, что неохотно пошел бы на исповедь к белорусскоязычному священнослужителю.
– Беларуская мова – это китч! Язык, который мы изучаем в школах, – искусственный, – уверен он.
Недавно я ездила в Ганцевичский район, в маленькую деревеньку на 50 дворов. Директор местной школы разговаривала на чистом белорусском языке с элементами полесского говора: свежо, звучно, искренне. 
Так кто же более искусственный: родной язык или казаки с самодельными орденами из папье-маше?
Петр Шапко акцентирует внимание на том, что все русскоговорящие народы являются частью великой «русской духовной общности».
– Петр, в Беларуси с незапамятных времен живет множество национальностей, у нас едва ли не самая большая на постсоветском пространстве еврейская община, много мусульман. Они, родившиеся и выросшие на этой земле – не часть русского мира?
Внятного ответа на этот вопрос я не услышала. Шапко лишь заметил:
– Наш президент высказался недавно насчет евреев…
Не знаю, сколько белорусских ребят, посещающих «Казачий СПАС», научились ставить подножку врагам православия. Но боюсь, чтобы у таких тренеров, как Петр Шапко, они не наглотались духовного спайса…
Катерина АНДРЕЕВА.

Источник: http://www.nv-online.info/by/594/printed/104232/Казачий-«спайс».htm

Комментариев нет: