пятница, 6 ноября 2009 г.

"Запрещенные" войны

примечателен рассказ доктора исторических наук, профессора Анатолия Грицкевича, сотрудничавшего с "Беларускай савецкай энцыклапедыяй" (БелСЭ) еще с 1-го тома.

Профессор Грицкевич подтверждает: цензура в энциклопедиях была. И добавляет:

- Существовало даже агентство по охране авторских тайн (а в действительности - обычное цензорское агентство). Кроме того, уже спустя годы я узнал, что в ЦК КПБ, в отделе пропаганды и агитации, существовало подразделение (либо просто несколько человек), в котором энциклопедии, прежде чем их издать, читались очень внимательно, и что не надо вычеркивалось.

С этим я сам столкнулся, когда мне надо было за 2 или 3 дня написать политическую историю Великого княжества Литовского. И я, пользуясь моментом, рассказал в том числе и про войны с Россией, о чем раньше писать не было принято. В частности, рассказал и о том, что потери ВКЛ в войне с Россией составили до половины населения. Но выходит энциклопедический том, а этих цифр нет! Я подумал, что они вычеркнуты из-за сегодняшних хороших отношений с Россией. Однако причина оказалась иной: как это могла Беларусь потерять половину населения, когда самые большие потери были в Великой Отечественной войне?! Эта логика меня потрясла!

Войны с восточной соседкой не раз аукались тем белорусским историкам, которые пытались рассказать о них правду. Вспоминает опять же Алесь Петрашкевич:

- Употреблять термин "московско-литовские" или "российско-литовские" (то есть белорусские) войны - а они шли практически беспрерывно в течение пяти столетий! - было "не положено" в связи с тем, что это якобы могло вызвать у читателя "антирусские настроения". Разрешался лишь термин "польско-русская война", поскольку ВКЛ, как известно, состояло в Унии с Польшей (Речь Посполитая). Таким образом, исторический негатив от войн смещался на "агрессивную" и "ненавистную" Польшу.

Взято:

http://bdg.press.net.by/dsp/2003/02/2003_02_03.13/13_18_1.shtml

Комментариев нет: